Книги XXI века

Эта категория детских книг и на магазинной полке, и среди изданий тех же произведений держится особняком. Эти книги выпущены в лучших традициях российского книгоиздания: в коже, на экологичной неотбеленой бумаге, с блинтовым переплетением, с торшированным блоком. И тиражом 250 пронумерованных (!!) экземпляров… На каждом из них можно вписать имя владельца, поставить свой экслибрис. Уже через пару лет после распродажи такого небольшого тиража эти книги станут библиографической редкостью.
Это продукция издательства «Анатолия», серия для детей «Homo Juvenis. Человек юный».

Для детской библиотеки были выбраны лучшие произведения мировой литературы. «Остров сокрвоищ» Стивенсона, «Приключения Тома Сойера» Твена, таинственные истории Гауфа, нравоучительные «Сказки Матушки Гусыни», «Зверобой» Фенимора Купера, «Книга джунглей» Киплинга, сборник Гайдара, Кун, Олеша, Андерсен…

Эти книги изданы так, чтобы детям было удобно их читать: в тексте использованы разные шрифты (так традиционно в детской книге выделяется прямая речь), крупный кегль. Иллюстрации действительно сказочные — и на высококачественной бумаге они выглядят объемно, светятся изнутри.

Существуют «родные» картинки к этим произведениям, созданные лучшими иллюстраторами своего времени. Читая книгу, ребенок видит, как одевались дети в ту эпоху, в какие игрушки играли. Кроме того, для иллюстраций использованы относящиеся к тому времени живопись, гравюры, наброски, фотографии — они рисуют эпоху широкими мазками. Даже просто перелистывая книгу, ребенок узнает очень многое. Иллюстрации подготавливаются особым образом. Они вычищаются, для их печати используются краски, которые гарантированно не выцветут 100 лет.

Но и это еще не все. Книги «Анатолии» - не возврат в прошлое. Не репринт как таковой. Не стилизация. А реальные книги XXI века, в основе издания которых лежит постмодернистский подход. Все, что есть: тексты, относящиеся к теме исторические документы, старинные гравюры, карты, иллюстрации, фотографии, зарисовки и воспоминания — используется все, но при этом творчески переосмысливается.

Каждый элемент наполняется новым содержанием, и все элементы переплетаются.

Вот возьмем «Мюнхгаузена». В книге не только сам текст произведения Распе. Но и статья о самом бароне, реально существовавшем выдумщике, мифы о котором ходили еще при его жизни. Статья о пребывании барона в России великолепно проиллюстрирована гравюрами елизаветинской эпохи. Так что ребенок будет знать не только произведение, но и историю его создания.

А для сборника Гайдара были использованы плакаты первых лет пионерии. Их вычистили так, что все надписи, даже самые мелкие, можно прочесть. Или исполнить пионерскую песню, ноты которой помещены к «Тимуру и его команде». А у «Педагогической поэмы» Макаренко нет «родных» иллюстраций. Поэтому отыскали фотографии самих воспитанников Макаренко, которые работали на заводе по производству фотоаппаратов. Это реальные снимки, сделанные детьми, их портреты!

По иллюстрациям к «Пятнадцатилетнему капитану» можно досконально изучить устройство парусного судна. К тому же Жюль Верн проиллюстрирован гравюрами из книг о путешествиях по Африке того времени, зарисовками участников экспедиций Ливингстона, которые вели путевые дневники. С Купером оказалось сложнее. Цветных иллюстраций того времени к нему не существовало. Поэтому использовались раскрашенные гравюры по рисункам американского художника XIX века Карла Бодмера из открытого доступа библиотеки конгресса США.

Эти великолепные издания можно увидеть на отдельной выкладке в крупнейших книжных магазинах. К встрече следует морально подготовиться: оторваться будет сложно. При всем изобилии современного книжного рынка эти книги поистине уникальны.

ТЕКСТ | Ольга Якушева