•  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Интервью с Диной Сабитовой

Прекрасная детская писательница Дина Сабитова делится мнением о детском чтении и школьном образовании, о книгах для подростков и о месте подростка в мире.

…Специфически школьная социализация — вещь достаточно искусственная. В реальной жизни она может пригодиться только в армии: ребенок насильно заперт в четырех стенах, которые добровольно покинуть не может, в окружении случайным образом собранных ровесников, которых заставляют заниматься не тем, к чему лежит душа в данный момент, а стандартными для каждого предметами школьной программы. К тому же, не дай бог, он может столкнуться с детской жестокостью, от которой ему просто некуда деться, некуда уйти. Но дело в том, что в реальной жизни, особенно во взрослой жизни, всё гораздо гуманнее. Детская субкультура остается в детстве, а правила игры меняются. Так что навыки социализации, приобретаемые в школе, нужны разве что для выживания внутри самой школы. Ну, или в армии. Или в тюрьме.

…Помимо усвоения знаний, в жизни есть еще очень много славных вещей. Если ставить себе целью получать одни пятерки по всем предметам, человек не успеет посмотреть на радугу, не успеет побегать босиком по лужам, просто побездельничать, потупить в компьютер, что тоже, конечно, необходимо (в конце концов, если мы это делаем, почему нужно лишать этого ребенка?). Это вопрос жизненной философии, приоритетов.

…Люди часто говорят, что какая-то книга оказала на них огромное влияние. Я не уверена, что автор такой книги непременно рассчитывал влиять на умы. Думаю, что не нужно писать художественный текст только для того, чтоб кого-то воспитывать. Мне кажется, основная функция книги — получение удовольствия. И для писателя, и для читателя.

…На примере собственной дочери я вижу, что гены генами, а то, какой человек сам по себе, это божий промысел.

…Я всегда стараюсь вывести сюжет в светлое русло, каким бы трагичным он изначально ни был: мне кажется, для ребенка важно ощущение стабильности мира, ему нужно знать, что все заканчивается хорошо.

…Взрослые сейчас в массе и стали покупать детские книги для себя: они просто устали читать об ужасах; о том, что мир несправедлив, полон потерь, трагичен, — и хотят чего-то позитивного. Не секрет же, что есть очень много взрослых — почитателей того же Крапивина. Эти люди, наверное, просто ищут в детских книгах внутреннего равновесия, потому что даже проблемные подростковые книги все же показывают, что надежда есть.​

…Единственное, чего не должно быть в детской литературе, — нравственной всеядности, абсолютной терпимости, когда мы уже можем оправдать, «понять» любую гадость и подлость. Мне кажется, что на каком-то этапе ребенку важна «чистая литература»: есть добро — есть зло, есть правда — есть ложь. Полутона, конечно, должны появляться с возрастом, но изначально ребенок должен научиться различать чистые цвета.