Александр Прайер

«Попыткой стать личностью в империи» считает Алекс Прайер историю Маугли, по мотивам которой этот юный композитор написал балет. Сам Александр как личность уже вполне сформировался, хотя ему всего 15. Впрочем, когда речь заходит о возрасте, Алекс справедливо возмущается: «Главное, хорошая или плохая у меня музыка, а не сколько мне лет».

Пресса раздувает ажиотаж не только по поводу его возраста. Прайеру не удается остаться незамеченным: потомок Константина Станиславского, Льва Толстого и Петра Чайковского по материнской линии, по отцовской он англичанин. Родился в Лондоне, но прекрасно знает русский язык и считает себя русским композитором. Александр с восьми лет серьезно занимается оперным пением и классической музыкой и к 12 годам овладел игрой на кларнете, тубе, органе и фортепьяно. С детства участвует в международных фестивалях, автор более 50 сочинений, в том числе симфоний, концертов, джазовых композиций, балетов. В 2004 году как певец записал диск Just a boy с испанскими и неаполитанскими песнями. Лауреат разнообразных конкурсов вокалистов, молодых композиторов, молодых музыкантов. Сейчас Алекс учится в Санкт-Петербургской консерватории у Александра Чайковского по классу композиции, у Александра Алексеева – по классу дирижирования.
Однако этот фантастический послужной список – лишь верхушка айсберга. Его жизнь не похожа на жизнь обычного тинейджера потому, что он остается верен себе и позволяет происходить чудесам в самых повседневных ситуациях.  МК прокомментировала это так: «Алекс Прайер – русский Гарри Поттер. И не только потому, что у обоих есть чудесный дар. Алекс – необыкновенный мальчик, живущий в обыкновенном мире, где с ним происходят потрясающие истории. Взять случай в музыкальном магазине, где Алекс вместе с семьей выбирал себе валторну.  Папа дунул в инструмент – валторна не издала ни звука. Мама набрала в грудь побольше воздуха и дунула – валторна продолжала хранить молчание. Тогда Алька взял ее в руки, поднес к губам – и сходу заиграл на ней. Как тут не вспомнить эпизод покупки Гарри Поттером волшебной палочки, когда продавец сказал: «У каждой волшебной палочки есть свой хозяин. Надо только, чтобы он ее нашел».
Им движет неуклонное стремление посредством музыки выражать себя и свое отношение к миру: «Когда я на что-то смотрю, я вижу музыку там». Удивляет зрелая духовная состоятельность юного музыканта, назвавшего музыку «маленькими частицами Бога», а концертный зал «храмом». Алекс мечтает, чтобы его духовная музыка исполнялась в церкви: «Музыка служит службе». Впечатляет и его проникновенная мудрость: «Когда ты находишься в музыке, ты должен чувствовать Бога без суеты. Если музыка дарит человеку радость и любовь – это самое главное. Музыка должна давать людям счастье».
Эта мудрость иногда выглядит как житейская правда: если десятилетнему музыканту прочили славу Паваротти, то к 15 годам он решил закончить карьеру вокалиста, заявив маме: «Ты хочешь, чтобы я был каким-то тенорком или чтобы я был, как Прокофьев?»… Иногда же мудрость оборачивается творческим прорывом, как с балетом «Маугли», премьера которого в постановке Натальи Касаткиной и Владимира Василёва прошла в Кремлевском Дворце съездов. Дирижировал оркестром сам юный автор, настаивающий на том, что «Маугли»  – это музыкальная драма, синтезировавшая все жанры, а не балет и не музыкальная постановка для детей. «Не могу сказать, что это детский балет, хотя он и доступен детям. Мы создали «семейный» балет, состоящий из нескольких пластов: красивый детский и философский драматический, где перед главным героем поставлен серьезнейший вопрос выбора».
А вот наш герой, похоже, с выбором определился. Высочайшее мастерство, служение, искусство, духовность, красота, музыка, волшебство…

ТЕКСТ | Анна Грис
ФОТО | Алекс Прайер