История граффити

Когда проезжаешь с ветерком на экспрессе мимо промышленных зон или заброшенных пустырей, изумленному взору открывается зрелище, от которого дух перехватывает. Кажется, самые крутые художники создают свои шедевры не в залитых солнцем студиях и не на пленере, и рисуют они не на холсте и не на бумаге. Уже давно по ночам на улицах, в подворотнях, за гаражами, они, реально рискуя, украшают наши безлико-тусклые города, выливая на стены килограммы аэрозольной краски. Так что такое граффити – акт вандализма, способ самовыражения, акция протеста, жанр современного искусства или прибыльный бизнес?..

Граффити отнюдь не изобретение наших дней. Первые рисунки на стенах жилищ были созданы в далекой древности. Самые старые настенные надписи найдены в странах Древнего Востока, Греции, Риме, Египте, Доколумбовой Америке. Они чем-то напоминают записи в сегодняшних блогах. Простая записка кондитера, что он испек хлеб, рассказ влюбленного солдата о состоявшемся свидании, карикатура на политического деятеля, пометки строителей и, конечно, обязательные «здесь был Вася», оставленные паломниками и путешественниками из далеких стран, – таково обычное содержание каменных «живых журналов». 

Граффити помогали распространять и информацию, имеющую практическую, бытовую ценность. В Новгороде сохранились надписи XI века, большая часть которых – молитвенные просьбы к Богу и святым, народные заклинания и даже шутливые тексты.

По граффити можно изучать историю войн. Во время египетской кампании Наполеона французские солдаты «отметились» на одной из великих пирамид. Близкие для нас примеры – пронзительное прощание с жизнью защитников Брестской крепости на ее стенах в 1941-м и автографы победителей на стенах рейхстага в 1945-м…

Однако спустя десятилетие после Второй мировой войны человеческая цивилизация изменилась настолько, что на руинах старой граффити-культуры родилась новая – более мощная, имевшая жесткую социальную направленность и одновременно весьма декоративная. Не погрешив против истины, можно утверждать, что современное граффити – не просто «народное искусство», но в первую очередь максимально доступное и  актуальное СМИ. 

Новое граффити, спрей-арт, родилось в 1949 году, вместе с запуском в массовое производство аэрозольной краски, которая позволяет легко наносить многоцветные изображения. С тех пор сменявшие одна другую молодежные субкультуры передавали своим последователям, словно эстафетную палочку, секреты создания стильных и актуальных настенных рисунков и надписей. Граффити привносит в жизнь современных подростков элемент риска, экстрим, ведь в городах разрисовывать стены без согласия владельцев зданий запрещено, и в случае опасности остается лишь спасаться бегством. А для райтера дело чести – разрисовать труднодоступный, но хорошо заметный объект.

Одним из первых райтеров считается нью-йоркский подросток Деметриос, который в конце 60-х стал оставлять ник TAKI и номер своей улицы 183 на стенах домов и в метро по всему Манхэттену. Другие подростки поддержали придумку, и вскоре весь центр Нью-Йорка был испещрен граффити. Читаемость надписей приобрела особую важность с целью привлечь внимание прохожих. Каждому райтеру хотелось выделиться из общей массы и снискать признание, и изобретательности не было предела. Начали применять несколько цветов краски, разнообразные стили шрифтов – так на стенах рождались целые композиции, настоящие произведения искусства.

Непревзойденной звездой граффити считается художник Бэнкси (Роберт Бэнкс), который за несколько лет проделал путь от неизвестного рисовальщика до одного из самых популярных и таинственных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы свои биографические данные. Возможно, это связано с тем, что за настенные рисунки ему грозит преследование по закону. Картины Роберта Бэнкса на стенах домов являются вызовом для серьезного райтера – это серьезные работы на социальные и общественно значимые темы и продаются на аукционах за 30–600 тыс. долларов. 


ТЕКСТ | Ольга Якушева

ФОТО | Артем Гриднев

ИНТЕРВЬЮ | Глеб SoMeR