•  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Перкуссия

В последние несколько лет до нашей страны докатилось много чего любопытного. В частности, стало чрезвычайно модно слушать и играть различную музыку стран Карибского бассейна. Население потихоньку расширяет свой кругозор и сравнительно недавно начало осваивать разные шуршаще-ударные инструменты под общим названием латино-американская перкуссия.

Ударяться в исторические экскурсы не буду, замечу только, что праматерь всех ритмических рисунков мира, Африка, использовала для извлечения этих самых ритмов буквально все, что попадалось под руку. В основном все изготовлялось из материалов растительного происхождения, деревьев и их плодов. Конечно, само по себе дерево – вещь хорошая, но для получения максимального «выхлопа» люди очень скоро додумались, выдолбив ствол дерева, обтянуть верх звериной шкурой; собственно, так и родились первые барабаны. Кстати, до сих пор ведущие производители музыкальных инструментов наравне с новомодными пластиковыми «головами» широко используют отлично выделанную кожу. Я лично предпочитаю пластик, но это дело вкуса.
Основные инструменты. Это конги, такие напольные барабаны, играют на них руками, иногда – палкой и рукой, стандартный набор – четыре штуки: высокая – кинто, вторая по высоте – конга, третья – тресера и самая низкая – тумба. Четыре инструмента сразу используют в основном крутые музыканты мирового уровня, в наших широтах я на концертах вижу обычно максимум три (отсутствует тресера), а чаще всего обходятся двумя: кинто и конгой или конгой и тумбой. На самом деле играть на двух конгах отнюдь не лоховство и нищета, как может показаться сперва, а даже очень почетно: чем больше инструментов, тем проще раскрасить ритмические рисунки, а на двух надо очень хорошо владеть техникой, звукоизвлечением и иметь трехмерное мышление в области ритма, иначе все будет очень скучным «функционированием», но не игрой. Но об этом позже.
Далее у нас идут:
бонги, сдвоенные наколенные (на самом деле их зажимают между ногами) барабаны небольшого размера (играют на них пальцами);
тимбалес, также сдвоенные обычно железные или фиберглассовые барабаны, покрытые пластиком, играют на них палками;
кавбеллы, металлические штуки, похожие на коровий колоколец, только без языка и побольше размером, крепят их на стойку к тимбалес или на отдельную, играют палками;
тамбора – инструмент родом из Доминиканской Республики, используется в музыке меренге, наколенный барабан, по которому с одной стороны колошматят палкой, а с другой – рукой, обычно дерево или фибергласс, с двух сторон обтянутый кожей или пластиком;
бата – три наколенных барабана, родина – Нигерия, делаются в оригинале из дерева с кожей, но крутые современные – фибергласовые с пластиком. Раньше использовались строго в афрокубинской сакральной музыке, теперь тоже вышли на широкую сцену;
чекере – тыква-калебаса, оплетенная сеткой из ниток с навешанными на нее бусинами, используется обычно для извлечения сильной доли, звук издают бусины от соприкосновения с поверхностью тыквы;
чарака – железный тубус, на вид вроде термоса, с рифленой поверхностью, по которому скребут чем-то типа вилки;
гуиро – это плод, похожий на тыкву, продолговатый, тоже с нарезанными ризочками, скребут по нему палкой. Сейчас гуиро давно уже делают пластиковые, и звучат они очень даже хорошо.
В общем, перечислять инструменты можно долго, ибо их великое множество, я назвала лишь более всего известные, на которых играю. Да, самый основной инструмент я оставила напоследок. Конечно же, это клаве (ударение на первый слог), представляющее собой две деревянные палки, которыми стучат одной об другую, но это основа, вокруг которой «вышиваются» ритмы на всех остальных инструментах. Это своего рода метроном, который держит всю афрокубинскую музыку, без него все развалится. Ну, в общих чертах со словом «перкуссия» и тем, что под ним подразумевают, разобрались…

ТЕКСТ | Анна Максименко aka Мона
САЙТ | Школа игры на ударных для девочек